Зачем пенсионеру друзья в «Одноклассниках»?

На первый взгляд, что тут необычного? На четырех факультетах здесь изучают иностранный, информационно-коммуникационных технологий, журналистику, психологию и социальную работу. Все дело в самих студентах. Средний их возраст – 67 лет. Самому пожилому – 87.

А в целом, считает Татьяна БАЛЕНДО, руководитель проекта «Минский городской университет третьего возраста», люди с годами не меняются. Какими были, к примеру, в школе — отличниками, троечниками, или кто-то                      любил списывать, такие они и в 80 лет.

 

Разговорчики отцов и детей

Университет третьего возраста создавался как площадка для постоянного диалога разных поколений. Реализует проект Белорусская Ассоциацией социальных работников в рамках программы «Место встречи – диалог» при финансовой поддержке немецкого Фонда «Память, ответственность и будущее» в сотрудничестве с Международным общественным объединением «Взаимопонимание». И неслучайны здесь ключевые слова  «общение и внуки».

К примеру, на факультет иностранных языков приходят люди с очень четкой мотивацией: дети уехали за границу, родились внуки: «У меня внук на английском разговаривает, не могу с ним общаться». А на факультете социальной работы и психологии есть даже отдельная тема: межличностное отношение с молодым поколением. «Хотя грань между „отцами и детьми“ стирается уже в процессе, — замечает Татьяна БАЛЕНДО. — Ведь обучают наших пожилых слушателей молодые преподаватели-волонтеры».

Кстати, первый «Университет Золотого века» появился в 2010 году в Гродно. Сегодня в Беларуси их четыре: в Гродно, Бресте, Минске и Солигорске. Для 2,3 миллиона пенсионеров, которые на 1 января 2014 года проживают в Беларуси, конечно, этого явно мало. Зато стало очевидно другое: насколько популярной и востребованной эта инновационная форма образования становится для десятков и сотен пожилых людей, которые успели с ней познакомиться.

 

Бывает ли мышка кусачей?

Например, в Минском университете третьего возраста возник настоящий бум желающих на факультете информационно-коммуникационных технологий (он действует в рамках проекта «Сети все возрасты покорны» с СООО «МТС» и Фондом ООН в области народонаселения) Из одной тысячи студентов, более 800 человек – выпускники этого факультета», обучение их проходило на базе территориальных центров социального обслуживания населения (Октябрьского, Фрунзенского, Центрального и Первомайского районов столицы).

Вначале они с опаской подходили к компьютеру и боялись мышки, как будто она их укусит. А теперь? Чтобы увидеть все своими глазами, давайте отправимся в университет и … сорвем пару уроков.

 

Урок первый: как найти друзей

Начинаю с небольшого розыгрыша. Вхожу в компьютерный класс, здороваюсь.

-- А вы кто?

-- Ваш экзаменатор.

Однако испугом их не возьмешь:

-- Билеты будут или вопросы?

«Скорее вопросы», — думаю про себя я.

А в это время приходит Ольга ГЕРАСЮК, она в одном лице — преподаватель, волонтер, и специалист по связям с общественностью Фонда ООН в области народонаселения в Беларуси

-- Сегодня тема нашего урока: как добавить друзей в «одноклассники». Нам нужно найти их не менее 25. Открывайте браузер и входите к себе на страничку…

--У меня Клавдия Беляева выскочила какая-то!

 – Так вы на чужую страничку попали.

--А кто это мне «вкусные куриные грудки» с фотографией подкинул! – возмущается мужской голос.

-- Это новости вашей подруги. Вы будете теперь получать в своих новостях всю информацию друзей.

 – Но я не хочу получать куриные грудки!

--Степан Филиппович, у вас на оранжевой панели вверху появилась цифра «1», это ваше первое письмо, открывайте.

Открывает. Там написано: «Привет, Степан!»

 

Знаете, как стать мировой бабушкой для своей внучки? Есть отличный рецепт. Загляните к ней на страничку «Вконтакте». Зависните в социальных сетях и устройте на полночи переписку в режиме «он-лайн». Обсудите семейные новости по скайпу со своим сыном. И диалог между поколениями будет найден!

 

Олег и Галина ЗАЙЦЕВЫ:

--Нам даже больше, чем молодежи необходимо общаться в соцсетях. Не очень уже поездишь. А друзья по всему миру разбросаны. В Красноярском крае и в Тюменской области, где я служил. И в Уральском политехническом институте в Свердловске, где учился. Сам из Могилевской области.

 

--Сколько можно про себя рассказывать? — улыбается студентка рядом.

-- Вот и жену из Свердловска привез. Вместе там учились. Студентами подрабатывали стюардом и стюардессой, летали по Союзу… Потом по распределению в Минске вместе работали в НИИ ядерной энергетики им.Курчатова до самой пенсии. И на курсы пришли вместе. Знаем, давно пора было изучать.

 

Роман РУДКОВСКИЙ:

-- А я создал свой собственный блог в Интернете. Зачем мне это нужно?

Интересуюсь вопросами устройства общества. За 25 лет написал около ста статей, но по разным причинам их не публиковали. Недавно закончил книгу «Признаки и причины осуществления аппокалипса». Издавать ее нет денег. Теперь смогу выложить текст в Интернете, ее прочитают там много людей, и я найду единомышленников. Я по профессии геофизик, кандидат наук.

 

Светлана КЛИМОВИЧ:

-- Мне нравиться учиться. До этого ходила сюда на курсы психологии. И знаете: это покажется невероятным, но я даже внутренне ощущаю себя в том времени, когда была студенткой.

 

И одежда, которую сейчас носят студенты, очень похожа на ту, которую мы тогда носили. У меня сохранилось платье, оно мне в пору, кажется, надень я его и вернусь в те годы. Очень приятно, что наши преподаватели необычайно тактичны. Нет ощущения неловкости, что это твоя внучка объясняет тебе, пожилому. Наоборот, общаясь, становишься, как будто одним из них.

 

Урок второй: перемена погоды

Практически каждый в разговоре произносил эту фразу: «Сыну (дочке) не хватает терпения и времени научить меня пользоваться компьютером…»

--В подходах к обучению пожилых есть своя специфика, --поясняет Татьяна БАЛЕНДО, — например, в методиках много общего с обучением детей: нужно медленно, спокойно повторять, очень просто объяснять и чаще подбадривать.

С другой стороны — не сразу как-то                      об этом задумываешься: кто такие волонтеры? Потом вдруг спохватываешься. Каково это, к примеру, приезжать к 8-30 утра, перед основой своей работой или учебой, чтобы провести занятие в группе? Совершенно бескорыстно тратить время на, по сути, чужого пожилого человека? Что получают взамен волонтеры? Благодарность тех, кому помог? Чувство своей полезности в обществе? «Кайф, — коротко ответила Оля Герасюк. — И желание двигаться дальше, когда видишь результат».

 

Марк ПЕРЕВАЛОВ, волонтер студент БГПУ им. М.Танка, 3 курс, признался:

-- Я предлагал знакомым идти – не хотят. Нынешнее наше поколение мотивировано работать только за деньги. Лично для меня – это опыт огромный, спасибо, что дали такой потрясающий шанс. Я развил свои навыки общения и теперь в школе на практике будет легко преподавать математику и у детей. Кстати, самое трудное было научить моих пожилых студентов держать мышь. Я долго искал методику и нашел …в компьютерных игрушки для детей 3 лет. Сейчас они владеют всеми основными операциями. И я этому очень рад.

 

Яна ГРЕЧИХА – волонтер, третьекурсница БГУ.  «Как открыть флэшку? Как скопировать папку? А что такое „вырезать из текста“?» — они засыпают вопросами. Яна успевает подлетать ко всем сразу и одновременно, разъяснять, подсказывать. Темп такой, что не расслабишься. Что-то они схватывают на лету, а что-то                      нет…

У двоих что-то                      застопорилось, как Яна не старалась объяснять, даже на полчаса урок задержала. «Что с ними сегодня такое? — огорчается она — Они ведь отлично справлялись. Может это связано с переменой погоды, все-таки пожилой возраст?

--Я придумала, как деликатно выяснять, кто и что не усвоил, делится собственными «хитростями» Яна — через анонимные записки, потом невзначай подойду. Мне душу греет, когда, к примеру, один дедушка внимательно слушал, хотя до этого не имел ни малейшего представления о компьютерах и вдруг выдал: «Вы хотите сказать, что это сохранено на жестком диске?» Иногда мне кажется, что я больше от них получаю, чем они от меня.

 

Урок третий: бум на ум

Татьяна БАЛЕНДО:

-- Нам очень важно, чтобы проект развивался дальше. Ведь срок его реализации заканчивается в 2015 году, он финансируется немецким фондом. Мы показали модель, которую реализовать технологически и материально несложно. Например, на базе территориального центра социального обслуживания населения Первомайского района для обучения 200 человек за год понадобился всего один кабинет. В каждом центр можно организовать по одному факультету и создать сеть по городу. Мы готовы разработать программу, чтобы было легче начать эту работу. Надеюсь, нас поддержат и все получится.

 

В Европе первый университет для пожилых людей третьего возраста был создан еще в 1973 году во Франции. В Польше, к примеру, их сегодня насчитывается уже более четырехсот.

А тем временем в мире запускают программы и для четвертого возраста, для тех, кому за 90. Быть вечным студентом становится по-настоящему модно!

Алла ЖУР, фото автора.