Игре все возрасты покорны!

– Помните, как в нашем детстве все мальчишки играли в «войнушку», а девочки в «дочки-матери», ну еще, конечно, в «магазин», «школу», «варили супчики» из одуванчиков… Сейчас совсем другие возможности и у детей, и у родителей по организации их досуга. Тем не менее, для чего нужны сюжетно-ролевые игры?
– Работая с детьми, я много наблюдаю и включаюсь в их игру. Игра не просто развлечение для мальчишек и девчонок, она неотъемлемая слагаемая настоящего детства. В игре, как в зеркале, отражаются важные моменты развития детской психики. И если говорить об играх в целом, то это культурное явление: меняется общество – меняются и игры. Из практического опыта могу сказать, что игровая активность современных детей претерпевает серьезные перемены, и, увы, эти перемены не в лучшую сторону. Игры сейчас шаблонны, в них часто проигрываются разрушительные сценарии, ребятишки «залипают» на мультяшных персонажей, с трудом принимают правила игры, установленные не ими. Стирается грань между вымыслом и реальностью: дети разучились играть «понарошку»! В садиках спонтанные игры часто превращаются в стихийное бедствие, малыши конфликтуют из-за игрушек, а воспитателю приходится их постоянно ограничивать и организовывать.
Это лишь наиболее общие проблемы, связанные с детскими играми. И одно из решений этих проблем – создание пространства, где девчонки и мальчишки могут играть свободно и творчески. Сюжетно-ролевая игра – это живая лаборатория по приобретению социального опыта. Только вдумайтесь: участнику необходимо определиться с ролью, придумать атрибуты и представить себя в воображаемой ситуации, а затем создать пространство для игры – например, соорудить пиратский корабль из стульев и покрывал; и при этом важно поддерживать дружеские отношения с другими участниками, договариваться о правилах, следить за сюжетом. При такой игровой деятельности задействуются все сферы психики: и творческая, и коммуникативная, и интеллектуальная. Однако несмотря на сложность детям нравится такое спонтанное и свободное взаимодействие.
– Почему игровые встречи набирают популярность, в чем секрет?
– Современные родители, которые заботятся о гармоничном развитии собственных детей, уже не спрашивают: зачем играть с ними? Они задаются вопросом: «Как играть? И где выкроить время для дорогой кровиночки, чтобы погрузиться в совместный творческий процесс?». Но современные реалии и ритм большого города, где все торопятся, а родители очень заняты работой, чтобы достойно обеспечить семью, диктуют свои условия: проще заплатить специалисту, чем сделать самому; проще запланировать кружки и развивающие занятия, чем позаниматься с ребенком дома. Это действительно так – я и сама часто руководствуюсь этими соображениями. И если говорить совсем откровенно – бурная детская активность не всегда уместна в городских квартирах, а единственное чадо в семье и вовсе не имеет компаньонов для совместных игр. Дети часто просят родителей: «Поиграй со мной!» На что большинство занятых пап и мам реагируют либо отказом, либо предлагают альтернативу в виде мультфильмов или компьютерных игр. А это впоследствии прорастает отсутствием близких доверительных отношений между родителями и детьми, проблемами подросткового периода с бунтарством и вызывающим поведением.
– В чем отличие сюжетно-ролевых игр в сопровождении специалиста от детских развлечений с аниматорами?
– Действительно, на первый взгляд стороннего наблюдателя, сюжетно-ролевая игра – просто веселое развлечение: дети наряжаются, строят «домики» в компании взрослого. Но все не так просто, есть существенные отличия: во-первых, детский аниматор – это чаще актер, возможно, с педагогическими задатками, но его задача – занять детей, развлечь, чтобы они не скучали и «были при деле». Аниматор имеет заготовленные шаблоны-сценарии и подходящий под них реквизит. Сопровождающий игру – специалист иного уровня. Это обязательно психолог или педагог, прошедший соответствующее обучение. Сопровождающий игру обладает знаниями в области детской психологии и закономерностей групповых процессов, имеет навыки построения грамотных диалогов с ребенком и взаимодействия с участниками из выбранной роли для управления сюжетом и ходом игры. Во-вторых, сюжетно-ролевая игра не имеет сценария. Это маленькая модель жизни с реальным социальным взаимодействием. Вот ребенок пришел, познакомился с пространством и участниками, заявил себя в определенной роли. Поначалу он наблюдает: какие правила, как общаться, организовывать пространство вокруг себя, а затем начинает экспериментировать. Поэтому в этом процессе ребенку необходим «проводник» – компетентный и деликатный взрослый, который учитывает особенности каждого участника и помогает решать возникающие противоречия в ходе игрового взаимодействия. Опытный сопровождающий знает, как поддержать инициативу малыша и чувствует момент, когда нужно самоустраниться, чтобы дети играли самостоятельно.
– За что родители готовы платить? Какая практическая польза от сюжетно-ролевых игр?
– Я называю сюжетно-ролевую игру живой мастерской по оттачиванию навыков общения и сотрудничества, мобильной лабораторией, где добываются самые искренние эмоции. Свободная игра создает необходимые условия для развития воображения и творческого мышления. Именно свобода, неопределенность сюжета, спонтанность ролей создают трудности, которые дети учатся преодолевать.
– И все же, конкретизируйте, пожалуйста, значение этой свободной самостоятельной активности, развиваемой в сюжетно-ролевой игре.
– Помогает улучшить общение сверстников.
– Настраивает на сотрудничество и конструктивное решение межличностных конфликтов.
– Учит сопереживать и выражать свои эмоции, даже негативные, безопасно.
– Формирует лидерские качества, уверенность в себе и гибкость ума.
– Стимулирует творческие способности ребенка.
– Способствует более легкой адаптации к детскому садику.
– Прекрасно снимает умственное напряжение после учебных занятий в школе.
– Служит детям отдыхом и полезным удовольствием, а также является прекрасной профилактикой компьютерной и интернет-зависимостей.
– На какой возраст детей рассчитаны игровые встречи?
– Перефразирую слова поэта: «Игре все возрасты покорны!» А если серьезно, то развивать простые сюжеты на основе подражания старшим дети начинают с 2,5 лет. По мере взросления их игровые навыки совершенствуются, и к подростковому возрасту они начинают проигрывать сложные сценарии: «примеряют» на себя разные профессии, практикуются в романтических отношениях. Обычно игровые встречи проходят в таких возрастных диапазонах: 2,5-4 года; 3,5-6 лет; 5-7,5 лет; 6,5-10 лет; 10-14 лет. Разновозрастная группа обладает хорошим потенциалом, поскольку ориентирована на зону ближайшего развития детей, а присутствие родителей на игровых встречах дает возможность лучше понять своего ребенка, обменяться опытом с другими родителями, получить консультацию специалиста.
– Где учат сопровождать сюжетно-ролевые игры и где Вы сами получили эти навыки?
– К сожалению, в наших учебных заведениях пока нет такой дисциплины. Я училась в Москве на авторском курсе Егора Игоревича Бахотского – медицинского психолога, игротерапевта с большим опытом практической работы. Сейчас продолжаю обучаться дистанционно. Также знаю, что в Британии уже существует отдельная профессия – плейвокер (playworker), которой обучаются в течение двух лет, чтобы работать с детьми на приключенческих площадках в «зеленых» школах.

Беседовала Анна АЛЕКСАНДРОВИЧ.