Скоро в школу!

Заканчивается время отпусков и каникул. Подумать о психологическом состоянии своих школьников предлагает родителям психолог Наталия ТАЛАЙ.

Заботы первоклассника

Ваш ребенок уже умеет читать и считать? Прекрасно! Однако успешность в учебе будущего школьника во многом зависит от его психологической готовности к обучению. Интеллектуальная составляющая — лишь одна часть этой готовности. Куда важнее эмоциональная зрелость, которая помогает первокласснику справляться с умственным напряжением и грузом новых обязанностей. Немалую роль играют и его социальные навыки: умение дружить со сверстниками, обращаться за помощью к учителю.

Трудности и ошибки неизбежны на пути к знаниям. Будьте снисходительны и доброжелательны к ребенку, чаще хвалите его даже за маленькие победы. Критика и недовольство родителей разрушают еще неокрепшую самооценку первоклассника, делают его пассивным и неуверенным в себе.

Помните, что для детей 6-­7 лет основным видом деятельности все еще остается игра. Требуя от первоклашки серьезности и ответственности, как от пятиклассника, вы отбиваете у него интерес к учению, который развивается постепенно. Превратите выполнение домашних заданий в новое совместное увлечение, словно вы разгадываете ребусы и кроссворды. Стимулируйте в ребенке радость от познания, прививайте вкус к новым достижениям. Придумайте для него систему поощрений за учебные успехи. Пусть это будут не столько вещи и игрушки, но нечто особенное, что его обрадует и воодушевит. Это может быть совместный поход на выставку собак или воскресное поедание мороженого в ближайшем кафе, или дополнительное время для чтения перед сном.

Если в семье подросток

С началом подросткового возраста внимание учеников 7-­8­-х классов смещается с обучения на общение с друзьями и интерес к противоположному полу. Подросток учится отстаивать свою индивидуальность, формирует собственную систему ценностей. Возникают конфликты с учителями, падает успеваемость, а в школу идти не хочется. Если в вашей семье есть подросток, поддерживайте постоянную связь с учителями и родителями других учеников. Так вы будете в курсе всей школьной жизни своего чада, а не только отметок в его дневнике. Интересуйтесь молодежной культурой: подростки отдаляются от родителей именно потому, что они им кажутся скучными и старомодными.

Будьте открыты в общении со своим взрослеющим ребенком, больше слушайте, меньше критикуйте его поведение, чаще вспоминайте себя в этом возрасте. Задавайте конкретные вопросы: «Как продвигается твой реферат?» или «Из­-за чего ты поссорился с Сашей?». Если, придя из школы, ребенок заводит разговор о курении или проделках одноклассников, не спешите читать нотации. Так подросток проверяет, насколько можно доверять родителям и какие темы можно с ними обсуждать. Лучше спросите его, что он сам думает по этому поводу. Удивите своего юного собеседника каким-­либо интересным фактом на эту тему, но не превращайте разговор в лекцию – этим вы оттолкнете сына или дочь. Давайте советы лишь тогда, когда они просят.

Предложите вашему подростку организовать в классе «Службу по спасению домашнего задания», где объединятся ученики, сильные по отдельным предметам, и будут оказывать помощь друг другу. Это лучше, чем обыкновенное списывание: так вы удовлетворите потребность подростка в общении и престиже среди сверстников, а заодно подтянете и школьную успеваемость.

Уважайте потребности ваших школьников, и они отплатят вам тем же!